Перевозка больных

Медичне обладнання в ITMED

Обездвижить, чтобы спасти

Обездвижить, чтобы спастиГоворят, что движение – жизнь. Но иногда, чтобы вылечить, нужно ограничить подвижность. Например, движение рукой или ногой, чтобы избежать смещения костей и предупредить болевой шок при переломе. Фиксируются отдельные части тела и при повреждениях мягких тканей.

Совокупность приёмов и средств для ограничения подвижности в целях их лечения и реабилитации пациентов, носит название «Иммобилизация». Сегодня это достаточно развитая область, но на заре своего появления всё выглядело далеко не так высокотехнологично.

Немного истории

Есть свидетельства того, что люди знали об иммобилизации ещё в глубокой древности. Так, на скелетах древних людей, живших около 10 тыс. лет назад, находят следы травм (например, переломов), которые не могли быть вылечены без обеспечения неподвижности повреждённых конечностей.

Первая врачебная инструкция по иммобилизации содержится в древнеегипетском папирусе 1600 г. до н.э., который учёные называют «папирусом Эдвина Смита» (по фамилии нашедшего его археолога). Папирус Смита является своеобразным древнейшим учебником по хирургии, в котором подробно рассказывается о 48 операциях, с описанием всех их стадий, включая, не необходимости, иммобилизацию.

Впоследствии древнегреческий врач Гиппократ рекомендовал после вправления вывихов ног и рук подкладывать под них валики для иммобилизации вправленных конечностей. В Средние века его идеи и идеи других античных медиков развивали арабские врачи Авиценна (Ибн-Сина) и Абулказис.

В Европе в Средние века практика иммобилизации, как и вся медицина в целом, переживали упадок. Новый этап развития начался в эпоху Возрождения, и здесь пионером стал французский врач XVIв. Амбруаз Парэ. Им было разработано немало удерживающих и корректирующих приспособлений, в том числе специальные металлические шины с отверстиями для иммобилизации при открытых переломах костей конечностей. Теперь можно было производить перевязку, не снимая шин.

В XVI-XVIIIвв. разработку приспособлений для иммобилизации продолжили другие врачи, такие, как Гаспар Тальякоцци и Фрэнсис Глисон. Одним из изобретений последнего медики пользуются и до сих пор – это «петля Глисона», служащая для вытяжения при заболеваниях и повреждениях шейных и грудных позвонков. С полей сражений в повседневную медицинскую практику пришло такое приспособление, как носилки.

К концу XIX в. иммобилизация оформилась в обязательную составляющую лечебных и реабилитационных программ, и остаётся таковой до сих пор.

А что сейчас?

В наше время в арсенале врачей есть множество современных средств иммобилизации. Например, те же носилки стали легче и удобнее, разработаны их складные, ступенчатые, пневматические образцы. Специальные носилки разработаны для транспортировки больного в карете «Скрой помощи» и в экстремальных условиях – например, в горах.  

Столь же разительно изменились шины, которые к сегодняшнему дню уже далеко ушли от громоздких металлических шин Парэ. Созданы удобные фиксаторы головы и шеи, которые позволяют фиксировать эти хрупкие и важные части тела для лечения, с минимумом неудобств для пациента.

Наконец, придуманы и применяются также средства иммобилизации для особых случаев – например, плита для вытяжения спинного отдела и панель для сердечно-лёгочной реанимации.

Несомненно, в будущем медицинская иммобилизация будет развиваться дальше, и у врачей будут появляться ещё более удобные средства для того, чтобы лишать пациентов подвижности – для их же, пациентов, блага.

Читайте также: Как правильно оказывать первую помощь при переломах?

Автор: Олег Соколенко
© Медицинский портал Здоров-Инфо 
При использовании материалов статьи активная гиперссылка на zdorov-info.com.ua обязательна.     

Медична платформа

Медичні меблі в ITMED


Алкофарм