Алкоголизм и генетика: новое исследование

Алкоголизм по-прежнему остается одной из основных причин предотвратимой смертности. Новое исследование доказывает, что помимо социально-экономических факторов, на развитие алкогольной зависимости влияют и генетические факторы.

По словам автора исследования Вильяма Мьюра, профессора генетики в Индианском университете, точно определить генетические причины алкоголизма было сложной задачей для ученых.

Исследователи отмечают, что сложность частично возникает из-за  ряда искажающих результаты факторов, которые необходимо учитывать при оценке употребления алкоголя человеком. К ним относятся социальные, экономические и культурные факторы, а также семейная история алкозависимости.

Mьюр и его команда сначала проводили исследования на крысах, для того, чтобы исключить негенетические факторы, влияющие на развитие алкоголизма у людей.

Исследователи утверждают, что хотя геномы грызунов и людей не идентичны, они все-таки достаточно близки, чтобы можно было получить представление о том, как определенные гены могут влиять на употребление алкоголя человеком.

Ученые анализировали последовательность генов в геноме двух пород крыс: одной линии давали много алкоголя, а другую поили небольшим количеством. После того, как крысы привыкли к своим дозам спирта, и его употребление вошло в ежедневную норму, исследователи определяли разницу в генетических изменениях грызунов.

Сравнивая геномы обеих линий, исследователи обнаружили отличительные черты в 930 генах. В каждом из них наблюдались участки, отвечающие за пристрастие к алкоголю.

Дальнейшее исследование показало, что многие из обнаруженных «алкогольных» генов до эксперимента не ассоциировались с алкогольной зависимостью. Считалось, что эти гены отвечают за формирование памяти и систему вознаграждения организма.

«Некоторые из регуляторных путей включали в себя и те, которые отвечают за способность мозга с течением времени создавать новые соединения в ответ на новые виды деятельности или факторы окружающей среды – то, что мы называем нейронной пластичностью. Другие же включали неврологические и иммунные системы, связанные со стрессом», – добавляет соавтор исследования доктор Фэн С. Чжоу, профессор анатомии и клеточной биологии.

Более того, многие из отличительных признаков, связанных с алкогольной зависимостью, наблюдались в одиночных областях генов, в первую очередь в тех участках, которые либо усиливают,либо сдерживают активность генов.

Это открытие, по словам исследователей, указывает на то, что наличие или отсутствие пристрастия к алкоголю напрямую зависит от изменений в регуляторных участках генома.

Ученые делают вывод, что алкоголизм зависит от генетических изменений в организме. Не существует ни оного гена, отвечающего исключительно за пристрастие к алкоголю. Каждый из 930 генов, в которых были обнаружены изменения, оказывает свой небольшой эффект на развитие алкогольной зависимости.

Тем не менее, учеными были открыты регуляторные пути, в которых участвуют некоторые из обнаруженных генов, что дает надежду на появление лекарств против алкоголизма нового поколения. Разработка  новых препаратов будет основываться на генетических и неврологических особенностях человеческого организма. Но лишь при том условии, что результаты исследования подтвердятся на людях.

Автор: Анастасия Кугук